Сборную ждет омоложение

URL: http://64.ru/php/content.php?id=182

– Андрей Васильевич, в качестве старшего тренера сборной вы отработали уже две Олимпиады, а также командное первенство мира и Европы. Как вы сами оцениваете эту серию выступлений?

– В целом – удовлетворительно. Ни на одном из соревнований мы не остались без медалей – взяли бронзовые на Олимпиадах, серебро на мире, золото на Европе. На последней Олимпиаде, как и в 2012 году в Стамбуле, порядок призовых мест определил коэффициент. В Батуми мужские сборные Китая, США и России набрали одинаковое количество очков. Конечно, мы рассчитывали на большее; тем не менее при постоянно усиливающейся конкуренции мы должны быть реалистичными в оценках. В нынешней ситуации медали любого достоинства можно расценивать как позитивный результат. Провал – их отсутствие.

 

– Поговорим про последнюю Олимпиаду. Как получилось, что единственный чемпион мира в составе нашей сборной, рейтинговый фаворит команды выступал на третьей доске?

– Начиная с турнира претендентов, Крамник демонстрировал очень неровную игру: понизил рейтинг, начал много проигрывать. Вместе с тренерами мы долго думали о том, как вернуть его в рабочее состояние. Решили поставить его позади Карякина и Непомнящего, и в целом – не прогадали. Владимир набрал 6,5 очка из 9 и не понизил свой рейтинг. Сделать это на третьей доске очень трудно! К сожалению, он все-таки проиграл одну партию, но в целом ощущение от его выступления достаточно позитивное: он одержал несколько важных побед.

– А он легко принял решение относительно третьей доски? И насколько серьезными были дискуссии в тренерском штабе.

– Это сложное решение, оно непросто принималось, и, конечно, Крамник не был в восторге. Но в конце концов, кто-то должен взять на себя ответственность. В этом и состоит функция старшего тренера. Сначала мы долго обсуждаем проблемы с игроками и тренерским штабом. Но когда решение принято, оно должно воплотиться в жизнь.

Наш тренерский штаб в этом году слегка изменился: к Александру Мотылеву присоединился Александр Рязанцев. И на сборах, и на турнире они оба показали себя с лучшей стороны, работали не покладая рук. Владимир Поткин трудился на два фронта – он помогал женщинам и не забывал о своем главном подопечном, Яне Непомнящем. И, конечно, слова благодарности я хочу адресовать Борису Наумовичу Постовскому – он в буквальном смысле слова живет нашей командой, знает проблемы каждого, готов помочь каждому. Его опыт и энергия вдохновляют всех, кто с ним близко общается.

– Что скажете про выступление остальных игроков?

– Сергей Карякин не проиграл ни одной партии, а на первой доске это – самое главное. Тем более, что он выступал после, наверное, худшего турнира в своей карьере в Сент-Луисе. С другой стороны, он не выиграл пару партий у явно уступающих в классе соперников, это досадно. В целом он выполнил нашу установку – не проигрывать. Но тот факт, что он немного понизил рейтинг, довольно красноречив. Он показывает, что Сергей не сможет занести этот турнир себе в актив.

– Наверное, единственный из наших игроков, кто может быть полностью удовлетворен своей игрой, это Ян Непомнящий?

– Совершенно согласен! Уже много лет он – лучший командный игрок в составе сборной, и он подтвердил этот статус: выиграл пять партий (в том числе – у нескольких сильных гроссмейстеров), поднял рейтинг, выручал команду в трудных ситуациях. Ни разу не подвел! Я очень надеюсь, что его личные выступления в ближайшее время выйдут на уровень командных. Увы, большинство наших гроссмейстеров за команду играют хуже, чем за себя. А для того, чтобы команда завоевала золото, нужно чтобы как минимум два гроссмейстера показали свою лучшую игру. Пока этого не происходит, и «второго Непомнящего» в команде сильно не хватает.

 – Что скажете об остальных игроках? Не жалеете ретроспективно о своем выборе?

– Никита Витюгов не блеснул, но прошел дистанцию без поражений. Это, повторюсь, главное условие успешных командных выступлений. Если никто не проиграет, кто-нибудь наверняка выиграет, так обычно это работает. Особенно когда у вас всего четыре игрока в команде. Что касается Дмитрия Яковенко – только он может объяснить, что с ним случилось. Может быть, слишком сильно хотел вернуться в команду… И когда наконец заслужил это право – а он провел просто фантастический год! – у него не выдержали нервы. Надо понимать, что этот гроссмейстер обычно весьма успешно выступает за сборную, и перед началом турнира я был спокоен как раз за него. Как говорится, «пришла беда, откуда не ждали» – после двух поражений в партиях с уступающими в классе соперниками мы не могли больше ставить его на матчи. Надеюсь, он восстановится – Дмитрий очень сильный шахматист и достойный человек.

 – Состав команды критиковали, что называется, с двух сторон. С одной – почему не играют опытные Свидлер и Грищук? С другой – где молодые и голодные, такие как Федосеев, Дубов, Артемьев?

– Что касается двух первых – мы, разумеется, обсуждали их кандидатуры. Никто не ставит под сомнение их класс и статус выдающихся шахматистов. Но попытайтесь вспомнить – когда они последний раз успешно выступали за сборную? Сделать это будет нелегко… Свидлер не блеснул на командном чемпионате мира в Ханты-Мансийске. Грищук никак не может избавиться от цейтнотов. Мне кажется, оба они столько раз играли за сборную, что отчасти утратили к этому делу вкус. Мы решили, что относительно редко выступающие за команду Витюгов и Яковенко будут более «голодными» и жадными до побед. К сожалению, этот расчет не оправдался.

Что касается перечисленных вами молодых гроссмейстеров – тренерский штаб давно ждет их в сборной. Они регулярно участвуют в командных сборах, из года в год играют в «Щелкунчике», который по сути создавался для «обкатки» молодых игроков. И, как вы знаете, они уже выступали на некоторых командных турнирах. Но проблема в том, что наши молодые никак не выйдут на стабильно высокий уровень, который начинается в современных шахматах с рейтинга 2730. Иногда кажется, что кто-то уже точно готов, мысленно запишешь его в состав сборной… И он тут же срывается.

Возможно, наша ошибка заключается в том, что мы хотим подстраховаться, слишком верим в «класс» и «стабильность». А надо просто рискнуть, поверить в кого-то… Так или иначе, сборная нуждается в омоложении, и в скором времени мы увидим в составе не только перечисленные вами, но и совершенно новые имена.

 – Кого конкретно вы имеете в виду?

– У нас растет замечательное поколение молодых гроссмейстеров. Многие из них тренируются в «Сириусе», участвуют в общекомандных сборах, работают по своим индивидуальным программам. В первую очередь это Андрей Есипенко, Семен Ломасов, есть и другие достойные ребята и девушки. Они завоевывают медали в юношеских соревнованиях, выигрывают молодежные Олимпиады до 16 лет. Работа по подготовке новых членов сборной не останавливается ни на минуту – за нее в нашей федерации отвечают такие опытные специалисты, как Сергей Яновский и Михаил Кобалия. За последние годы их подопечные завоевали несколько десятков медалей. Поэтому я верю в хорошие перспективы сборной России на предстоящих командных турнирах. Следующая шахматная Олимпиада пройдет в Ханты-Мансийске через два года. За это время мы успеем оценить скорость, с которой прогрессируют молодые гроссмейстеры. Как страна-организатор мы имеем право выставить несколько команд. Думаю, что соперничество между разными поколениями наших шахматистов будет очень острым и захватывающим.

– Олимпиада только закончилась, а вы уже строите планы на следующую?

– За три недели совместной работы привыкаешь жить турниром. Буквально перестаешь обращать внимание на все остальное. Все, кто работают с шахматами и шахматистами, знают, как сильно это затягивает и как долго потом не отпускает.

В этом удивительная особенность шахмат: они сопровождают человека на протяжении всей жизни. И придают ей вкус, интерес и азарт.