Дым над водой

URL: http://64.ru/php/content.php?id=153

Третий этап серии Гран-при 2017 прошел в Швейцарии в прекрасное время. Июльское солнце грело расслабленные лица туристов, прогуливающихся по берегу Женевского озера, а брызги фонтана Же-До игриво подмигивали идущим на партию шахматистам: мол, в такую-то погоду собираетесь двигать фигуры? Нуууу и нуууу, зэээх, — отзывался гудок отплывающего теплохода. Стоически преодолевая эти препятствия, участники торопились на другой берег, где в конференц-зале отеля Richemond их ждал островок тишины и прохлады с кофе, металлодетекторами и прочими атрибутами шахматного турнира.
Минус системы Гран-при в том, что по итогам двух турниров большинство участников перешли в разряд «не съем, так понадкусываю»: без шансов на выходящие места, они могут лишь передать голевой пас или, наоборот, огорчить пелетон. По правилам серии можно сыграть только в трех турнирах из четырех и по результатам каждого получить баллы в общий зачет. Мамедьяров и Грищук начали свой последний этап в статусе лидеров и при удачном выступлении могли зафиксировать место в соревновании претендентов. Раджабов, Гири и Свидлер поделили третье место предыдущего московского этапа и продолжали бороться за заветную двойку. Остальные же вполне могли поддаться искушениям летней Женевы и думать о грядущем Кубке мира.
Приехавшая на несколько дней Александра Костенюк успела не только сделать первый ход в партии Раджабов — Эльянов, но и занять третье место в неплохом по составу чемпионате Женевы по рапиду.
Теймур Раджабов с ходу захватил лидерство, выиграв в первом туре черными у Гири, а во втором взяв верх над Эльяновым. Всю партию белые давили, но в поисках четкого пути к победе Раджабов загнал себя в жесткий цейтнот. Один из ходов он сделал, когда на часах оставалась секунда. В последующих поединках лидер не позволял себе таких вольностей, а в интервью много говорил о контроле над расходованием времени и о том, какую серьезную работу проделал за последние полгода, чтобы избавиться от синдрома цейтнотчика, испортившего многие партии и турниры.
+2 — заколдованный результат для Гран-при. «Проблема в том, что ребята, у которых +1 или +2, как, например, Шахрияр на первых двух этапах, начинают делать все ничьи, и их соперники тоже довольны», — сокрушался Аниш Гири.
«Я буду просто играть партию за партией, — слегка улыбнулся Теймур. — Многие пытаются меня догнать, и впереди еще весь турнир».
Догнать делающего ничьи Раджабова удалось только на экваторе перед выходным — в пятом туре Александр Грищук выиграл у главного связующего турнира Эльянова. Сделал он это в своем фирменном игроцком стиле, выйдя в вариант дракона с переменой цвета и переиграв соперника в знакомой позиции. Как известно, Грищук любит играть и в шахматы, и в покер, а теперь у него появилось новое увлечение — он играет еще и на гитаре и даже привез ее с собой в Женеву. Стал еще больше похож на рок-звезду.
Гельфанд и Яковенко предположили, что в выходной день, возможно, искупаются в озере, благо, в Женеве есть неплохие пляжи в черте города. Сам не большой любитель плавать, Грищук в ответ вспомнил хорошую историю: «Как-то в Вейк-ан-Зее, в холодную и ветреную погоду, я вышел из гостиницы и повстречал Виши Ананда. Он явно был обескуражен и, увидев меня, спросил, неужели я тоже иду купаться? Оказалось, это был православный праздник Крещения, и мимо Ананда только что прошел Пономарев с намерением по традиции окунуться в воду». Для теплолюбивого индийца это был настоящий шок.
Если в Женеве вы ошибетесь телефонным номером, то наверняка попадете не просто в квартиру, а в штаб-квартиру. Организаторы не стали игнорировать этот факт и в выходной день устроили экскурсию в женевский офис ООН. За шахматистов отдувался Эрнесто Инаркиев — он дал сеанс членам шахматного клуба организации, разгромив соперников с сухим счетом. Другие экскурсанты в это время примеряли на себя роль спикера заседаний, бродили по коридорам и залам и даже забрели на сессию, где обсуждалась защита первобытных туземных культур, «одна из важнейших задач всего человечества».
В шестом туре к сыгравшим вничью лидерам присоединился Харикришна, обыгравший неудачно выступавшего Ароняна (но поражение в восьмом туре от Ли Чао не позволило ему бороться за высокие места). Триумвират продержался всего день — в седьмом туре Раджабов выиграл психологически выверенную партию против Свидлера, быстро разменяв ферзей и получив комфортную позицию. Игра шла на два результата, без риска для лидера и на его поле. Стало ясно, что перегнать Раджабова вряд ли получится, а вот догнать его был шанс у Грищука в восьмом туре.
Встреча Мамедьяров — Грищук была очень важна для обоих: в случае победы каждый с огромной долей вероятности гарантировал себе место в турнире претендентов. После ничейного исхода интереснейшей партии оба выглядели расстроенными, но Грищук все же сильнее — у него и баллов в общем зачете меньше, и шансов в партии было больше. После окончания турнира Александр предложил забавную умозрительную задачу: по шкале подлости, где единица — не сказать родителям о плохой оценке, а десять — сбросить бомбу на Хиросиму, как бы вы оценили его действия, если в последнем турнире Гран-при он начнет помогать при подготовке соперникам своих прямых конкурентов?
В последнем туре шахматисты вспомнили про женевскую конвенцию о разоружении и зафиксировали свои результаты. Раджабов — 6 очков; Грищук и выстреливший во второй половине турнира Непомнящий — по 5,5; Мамедьяров, Гири, Свидлер, Харикришна, Адамс, Ли Чао, Рязанцев — по 5; и т. д.
Своим выстрелом в Женеве Раджабов придал серии Гран-при закрученную интригу. Дым над водой озера Леман рассеется только в ноябре на финальном этапе серии в испанской Пальма-де-Майорке. На два заветных места в турнире претендентов претендуют Мамедьяров и Грищук, лидеры по итогам трех этапов, а также Раджабов, Динь Лижэнь и Вашье-Лаграв.
За победу на этапе игрок получает 170 баллов, за второе место – 140, за третье – 110. В случае дележа баллы делятся.